Муниципальное образование
Петровское сельское поселение

Экологическое просвещение

Экологическое законодательство Российской Федерации обязывает все юридические и физические лица, деятельность которых связана с природопользованием, образованием и использованием опасных отходов, выбросом вредных веществ, проводить мероприятия по охране и восстановлению природной среды. Так, экологические мероприятия проводятся по следующим направлениям: охрана воздушного пространства и озонового слоя; охрана водных ресурсов; охрана земельных ресурсов и недр; охрана лесных насаждений; охрана производства и труда; охрана водоснабжения населения; контакт с вредными и опасными отходами; охрана животного мира и этнических экомассивов.

Положения законодательных актов, прежде всего, направлены на мотивацию предпринимателей к экологизации производственной деятельности: рациональное применение природных материалов; использование ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, экологически чистого сырья, сокращение вредного воздействия на экологию, восстановление природного баланса.

Перечень мероприятий по ООС для предприятия, для каждого субъекта хозяйствования будет индивидуальным, что обусловлено особенностями технологического процесса и типом загрязняющего влияния на экологию, качеством используемых основных фондов, местом расположения производственных мощностей и рядом других факторов. Для сокращения вредного воздействия на природную среду субъекты хозяйствования могут применять административные, экономические, производственные, научные методы, что позволяет выбрать наиболее удобный и выгодный для предприятия путь защиты экологии. Предлагается примерный перечень мероприятий по ООС, которые предприятие может включить в свою экодокументацию в зависимости от вида деятельности и финансовых возможностей (дифференциация по ключевым направлениям ООС): Охрана атмосферного воздуха и озонового слоя может включать такие мероприятия: переход на использование экотоплива и экологически чистого сырья; внедрение системы рециркуляции дыма и газов; модернизация установок для очистки газов; использование агрегатов для утилизации веществ, которые разрушают озоновый слой; автоматизация контроля объема выбросов вредных веществ; оборудование неорганизованных мест выбросов; приобретение измерительного оборудования для контроля уровня токсинов и дыма в отработанных газах, создание условий для рассеивания выбросов и т.п.; Охрана водных ресурсов может заключаться в таких мероприятиях: обновление оборудования для хозяйственно-бытового водоснабжения; внедрение агрегатов для удаления шламов гидравлическим способом; аккумуляция веществ, которые загрязняют подземные и поверхностные воды; приобретение приборов для сбора загрязняющих веществ, которые содержатся в сточных водах; строительство скважин; реконструкция и капитальный ремонт сетей для забора, транспортировки, хранения водных ресурсов и т.п.; Обращение с отходным материалом предполагает следующие меры экологизации: внедрение программ перевода отходов в товарные категории; обезвреживание и хранение токсичных отходов; приобретение и использование контейнеров для хранения вторичного сырья и отходов; модернизация и переоборудование объектов хранения отходного материала; внедрение безотходных систем производства; обустройство площадок для временного хранения отходов и т.п.; Охрана труда и производства может включать такие мероприятия: замена старого производственного оборудования на новое, контроль соблюдения режима труда и отдыха, установка противопожарных систем; приобретение строительной техники с более низкими вибрационными и шумовыми характеристиками; установка систем очистки выхлопных газов и т.п.

К мероприятиям по охране экологии на предприятии также относят: ведение экологической документации, проведение экологического мониторинга, разработку программ по снижению уровня шума, очистке сточных вод, околоземельного пространства и др. На основании составленного списка природоохранных мер создается официальный документ – Перечень мероприятий по ООС. Все мероприятия по сохранению природной среды, которые предприятие отражает в соответствующих документах, обязательны для выполнения.

 В границах Петровского сельского поселения постоянно проводится работа по благоустройству и озеленению территории. На территории поселения в 2025 года запланированы следующие мероприятия: общественные субботники по благоустройству и озеленению территории поселения с привлечением жителей, молодежи и школьников.

Ежегодно проводиться месячник по благоустройству и наведению санитарного порядка на улицах населенных пунктов и объектах производственного и социально-культурного назначения Петровского сельского поселения.

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Санитарная охрана и оздоровление воздушного бассейна Петровского сельского поселения, как и Омского муниципального района, обеспечивается комплексом защитных мер технологического, санитарно-технического и планировочного характера. В соответствии со Схемой территориального планирования Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в целях сокращения суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными и передвижными источниками выделения предлагается: 

− проведение мониторинговых исследований загрязнения атмосферного воздуха; 

− отбор проб и выполнение анализов на источниках выбросов предприятий промышленного производства при осуществлении государственного контроля в сфере охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности; 

− внедрение новых (более совершенных и безопасных) технологических процессов, исключающих выделение в атмосферу вредных веществ; 

− организация системы контроля за выбросами автотранспорта; 

− использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа; 

− внедрение и реконструкция пылегазоочистного оборудования на всех стационарных источниках выделения загрязняющих веществ, использование высококачественных видов топлива на котельных, соблюдение технологических режимов работы, исключающих аварийные выбросы промышленных токсичных веществ; 

− оборудование автозаправочных станций системой закольцовки паров бензина; 

− создание, благоустройство санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других источников загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы; 

− отвод основных транспортных потоков от мест массовой жилой застройки за счет модернизации и реконструкции транспортной сети населенного пункта; 

− создание зеленых защитных полос вдоль автомобильных дорог; 

− совершенствование и развитие сетей автомобильных дорог (доведение технического уровня существующих автомобильных дорог в соответствии с ростом интенсивности движения, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к крупным населенным пунктам); 

− комплексное нормирование вредных выбросов в атмосферу и достижение установленных нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ).

Мероприятия по охране водной среды

Генеральным планом  в соответствии со Схемой территориального планирования Омского муниципального района Омской области, предусматриваются следующие мероприятия для улучшения экологического состояния водных объектов: 

− разработка проектов по организации водоохранных зон и прибрежных защитных полос для водных объектов района; 

− разработка эффективных мер по предупреждению аварийных ситуаций на промышленных предприятиях, залповых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты и устранению их последствий; 

− выявление предприятий, осуществляющих самовольное пользование водными объектами и применение по отношению к ним штрафных санкций, в соответствии с природоохранным законодательством; 

− очистка территории водоохранных зон от несанкционированных свалок бытового и строительного мусора, мазута, отходов производства; 

− благоустройство и расчистка русел рек и озер; 
− обваловка территорий животноводческих ферм, оборудование их системой сбора и очистки сточных вод; 

− увеличение производительности систем оборотного и повторно- последовательного водоснабжения на промышленных предприятиях; 

− строительство на крупных предприятиях локальных очистных сооружений; 

− внедрение технологии использования стоков от животноводческих ферм, после специальной обработки, для орошения; 

− организация контроля уровня загрязнения грунтовых вод; 

− внедрение передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания; 

− проведение мониторинговых исследований рек и озер, расположенных на территории сельского поселения; Запрещается ввод в эксплуатацию: 

− хозяйственных и других объектов, в том числе, фильтрующих накопителей, захоронений отходов, свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

− водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод; 

− животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и организованных санитарно - защитных зон; 

− водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водоучитывающими приборами; 

− водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов; 

− сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов. 

При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается

− осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

− осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний. 

Применение ядохимикатов и других химических средств допускается только в случае, если это не повлияет на состояние водных объектов и водных биоресурсов. Захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты запрещается. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, влияющих на состояние подземных вод. Орошение земель сточными водами, если это влияет или может повлиять на состояние подземных водных объектов, запрещается. 

При геологическом изучении недр, разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, недропользователи обязаны не допускать загрязнение, засорение и истощение водных объектов.  

Мероприятия по предотвращению загрязнения и разрушения почвенного покрова

Для обеспечения охраны и рационального использования почвы необходимо предусмотреть комплекс мероприятий по ее рекультивации. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, прокладке трубопроводов различного назначения, складирование и захоронение промышленных, бытовых и прочих отходов, ликвидации последствий загрязнения земель. 

Генеральным планом, в соответствии со Схемой территориального планирования Омского муниципального района Омской области, в целях сохранения и повышения плодородия почв, в процессе их эксплуатации, предусматривается проведение следующих основных мероприятий: обработка почв на высоком агротехническом уровне; 

− введение севооборотов с научно-обоснованным чередованием сельскохозяйственных культур; 

− организация агротехнической службы для постоянного контроля за качественным изменением почвенного покрова и принятия, соответствующих мер по его охране; 

− внесение минеральных удобрений в строгом соответствии с потребностями почв в отдельных химических компонентах;

− предотвращение загрязнения земель неочищенными сточными водами, ядохимикатами, производственными и прочими технологическими отходами; 

− проведение технической рекультивации земель, нарушенных при строительстве и прокладке инженерных сетей; 

− выявление и ликвидация несанкционированных свалок, захламленных участков с последующей рекультивацией территории; 

− контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по рекультивации нарушенных земель; 

− проведение работ по мониторингу загрязнения почвы на селитебных территориях и в зоне влияния предприятий; 

− усиление контроля за использованием земель и повышение уровня экологических требований к деятельности землепользований.

Для предотвращения эрозионных процессов рекомендуется комплекс следующих противоэрозионных мероприятий: 

− агротехнические - система обработки почв; 

− лесомелиоративные, направленные на сохранение древесной растительности, имеющей полезащитное или водорегулирующее значение.

Объектов, которые могут производить радиационное загрязнение, на территории Петровского сельского поселения Омского муниципального района не имеется.

По результатам исследования воды питьевой централизованного водоснабжения превышения уровней по содержанию техногенных радионуклидов не зарегистрировано.


В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).

В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии.

Администрация Петровского сельского поселения, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:

— осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности.

В своей деятельности мы пытаемся помочь нашим пользователям в решении следующих вопросов:

• Как защитить свои экологические права?

• Что такое экологические права?

• Право на участие в принятии решений по охране окружающей среды.

• Международные соглашения (сохранение природных ресурсов).

• Право на доступ к экологической информации, включающее в себя:

* понятие экологической информации;

* классификация экологической информации;

* источники и носители экологической информации;

* ресурсы экологической информации, доступные населению через библиотеки;

* книги, периодические издания на традиционных носителях;

* издания на нетрадиционных носителях;

* информационные ресурсы Интернет;

* неопубликованные документы.

Можно выделить следующие тематические блоки экологической информации:

— экология как раздел биологии, рассматривающий основные закономерности функционирования природных систем различного ранга (от биосферы до элементарных экосистем и популяций);

— социальная экология, рассматривающая взаимоотношения общества и природы;

— прикладная экология, рассматривающая вопросы природоохранной деятельности, рационального природопользования, экологической безопасности;

— экологическое право, рассматривающее законодательство по вопросам экологии и охраны окружающей среды (международное, федеральное и региональное).

Источниками экологической информации являются:

— документы, содержащие философско-теоретическое и научное осмысление концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблем;

— научные и учебные материалы по экологии, социальной экологии, охране окружающей среды, рациональному природопользованию, экологической безопасности;

— научно-методические разработки по организации и осуществлению экологического образования и просвещения населения, по формированию экологической культуры;

— документы о состоянии окружающей среды и мерах по её охране;

— документы о различных экологических объектах (естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию, объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и пр.);

— документы, отражающие традиционные знания о природе и природопользовании коренных малочисленных народов Российской Федерации;

— нормативно-правовые акты, полностью или частично посвященные вопросам экологии;

— документы о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим экологические права граждан;

— документы по контролю за соблюдением нормативов, стандартов, а также по лицензированию и сертификации товаров, работ и услуг;

— документы о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, также террористических актах, повлекших изменение нормального состояния окружающей среды;

— документы об экологических правонарушениях, преступлениях и мерах по их пресечению и расследованию;

— документы с прогнозами возникновения либо дальнейшего развития экологических ситуаций;

— кадастры природных ресурсов, экологически важных объектов и веществ, образующихся в результате производства или потребления;

— данные экологического мониторинга;

— материалы государственного статистического учёта и учёта природных ресурсов (экологического учёта);

— регистры и реестры веществ, объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость;

— экологические стандарты для предприятий.

В связи с динамичным развитием общественных отношений и ростом спроса на информационные услуги в области экологии, охраны окружающей среды, рационального природопользования данный перечень остается открытым.

Документы по экологии на традиционных носителях:

Печатные издания: книги, брошюры, периодические издания; аудиовизуальные материалы по экологии и охране окружающей среды, справочно-библиографический фонд: справочные и библиографические издания, экспресс-информация, неопубликованные библиографические пособия и т. д.

В настоящее время более 100 учреждений и организаций РФ выпускают книги, монографии, периодические издания по экологической тематике. По данным РКП (Российской книжной палаты), в стране ежегодно издается более 300 наименований книг и брошюр, посвященных вопросам экологии, экологического мониторинга и рационального природопользования, экологического образования. Общий тираж таких изданий превышает 600 тыс. экз.

В помощь экологическому образованию выходят более 40 наименований периодических изданий. Данные ресурсы, представленные в традиционной форме, поступают в розничную продажу, их комплектуют, либо получают библиотеки. Информация о вновь издаваемых документах доступна через каталоги издательств, книжные выставки-ярмарки, сайты издающих организаций и подписных агентств.

В качестве самостоятельного сегмента информационного экологического пространства может быть рассмотрена совокупность сетевых ресурсов, представленных в Интернет, как на бесплатной, так и на платной основе.

На территории РФ сформировано и учтено более 1000 фактографических массивов данных по природным ресурсам и экологии. Процесс наращивания количества и объема подобных ресурсов идет весьма динамично. В стране насчитывается более 100 учреждений, имеющих копии или выборки данных о состоянии природной среды, и десятки учреждений целенаправленно занимаются подготовкой данных на электронных носителях. Помимо баз данных получают распространение и автоматизированные справочные системы, особенностью которых является узкая тематическая специализация.

В справочно-правовых системах информация по экологическому праву (международному, федеральному и частично по региональному) составляет неотъемлемую и довольно значительную часть (БД: «КонсультантПлюс», «Кодекс», «Референт», «Гарант», «Свод законов российской империи», профессиональная специализированная справочная система «Эксперт: Экология»).

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

— уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

— в значительной мере истреблен лесной покров;

— стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

— мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

— атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

— частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

— загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стала совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ

В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания. В своей работе администрация поселения старается привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, проводятся субботники, акции по санитарной очистке территории, посадке деревьев и цветов.

На сайте администрации и стендах на территории поселения размещается информация о введении карантинных периодах, введения пожароопасных и ЧС положениях.

Памятки и информационные материалы о пожарах в лесах, прибрежных полосах размещены в разделе ГО и ЧС.

Информация о проводимых мероприятиях размещается в разделе Новости.

Экологические сайты

Ecocom — всеобэкологии

http://www.ecocommunity.ru/
FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии

http://facepla.net/
Saveplanet.su – «Сохраним планету»

http://www.saveplanet.su/
Всемирный фонд дикой природы (WWF)

http://wwf.panda.org/

Гринпис России

http://www.greenpeace.org/russia/ru/
Министерство природных ресурсов России

http://www.mnr.gov.ru/

Экологическая ситуация в Петровском сельском поселении Омского муниципального района Омской области.

В целом экологическая ситуация в Петровском сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.

Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твёрдые бытовые отходы (далее ТБО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

По-прежнему серьезную озабоченность вызывают состояние сбора, утилизации и захоронения бытовых и промышленных отходов. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов местного самоуправления муниципального района с привлечением населения, предприятий и организаций, наличия финансирования с привлечением источников всех уровней.

Берегите природу и ее экологичексое состояние!


 Состав и содержание информации о лесах, расположенных на землях населенных пунктов, размещаемой на официальном сайте органа местного самоуправления

 Приложение 3

к приказу Минприроды России от 29 июня 2018 года N 301

(с изменениями на 29 декабря 2018 года)

Состав

Содержание

Геоинформационные, пространственные и атрибутивные данные:

1

Схема распределения лесов по целевому назначению

Лесной участок – лесного фонда, группа лесов 1 (лесохозяйственная часть зеленой  зоны, другие леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях;  защитные полосы вдоль ж/д магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения).

Общая площадь 17 271 га.

Местоположение: Омская область, Омский район, Петровское участковое лесничество Омского лесничества, кварталы №№ 38-47, 7, 8, 9, 14-18, 1, 3, 37, 48, 52-57, 2, 4-6, 10-13, 19-36, 49-51, 7, 22, 41, 27-30, 34-38, 42-47, 502-58, 60-67, 69-80, 1-6, 8-21, 23-26, 31-33, 39-40, 48, 19, 59, 68.

2

Распределения лесов по преобладающим породам и группам возраста

Схема распределения лесов по преобладающим породам и группам возраста в лесоустроительных материалах не представлена.

Основными лесообразующими породами являются сосна и лиственница, остальные древесные породы – с учетом естественных условий и стихийных факторов – в меньшей мере распространены на территории участкового лесничества.

3

Схема распределения лесов в границах особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые природные территории в границах сельских лесов отсутствуют.

4

Схема распределения лесов, в которых ограничено пребывание граждан

Схема распределения лесов, в которых ограничено пребывание граждан не представлена.

Информация по ограничению пребывания  граждан в лесах.

Согласно пункту 5  статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации” от 04.12.2006 № 200-ФЗ,  пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

2) безопасности граждан при выполнении работ.

 В настоящее время на территории земель населенного пункта сельского поселения  по приведенным выше основаниям  ограничения на пребывание  граждан  в лесах – отсутствуют.

5

Схема расположения лесных участков, планируемых к предоставлению в пользование в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации (в разрезе видов разрешенного использования лесов, определяемых в соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации)

Схема расположения лесных участков, планируемых к предоставлению в пользование в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, в лесоустроительных материалах не представлена.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике